сцена
исполнители
Постановщики
Музыка Джузеппе Верди
Либретто: Франческо Мария Пьяве
по драме Виктора Гюго «Король забавляется»
Автор художественной концепции и режиссер-постановщик: Вячеслав Стародубцев
Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Татарников
Художник по костюмам: Сергей Пугачев
Художник-сценограф: Тимур Гуляев
Художник по свету: Ирина Вторникова
Видеохудожник: Вадим Дуленко
Пластическое решение: Сергей Захарин
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Ассистенты дирижера: Алексей Бабушкин, Мария Моисеенко
Ассистенты режиссера-постановщика: Игорь Бондаренко, Николай Нацыбулин
Ассистент по пластике: Дмитрий Романов
3 часа
два антракта
Одно из самых знаменитых созданий Джузеппе Верди, входящее в топ-десятку опер мира (с не перестающей набирать популярность песенкой «Сердце красавиц») - вновь на сцене Новосибирской оперы.
Кажется, что без «Риголетто» Джузеппе Верди афиша любого оперного театра немыслима: это безусловный и величайший хит всех времен и народов! Но - «Риголетто» по плечу только тому театру, где есть Риголетто – тот самый баритон, который рожден для едва ли не самой трудной и великой партии…
До конца жизни Верди считал «Риголетто» своей лучшей оперой. Она была написана 37-летним композитором в 1851 году. Уединившись в итальянском местечке Буссето, он работал над «Риголетто» с таким напряжением, что написал оперу за 40 дней! Премьера состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче, по заказу которого опера была сочинена. Спектакль имел огромный успех, а песенка Герцога, как и предполагал композитор, произвела настоящий фурор: расходясь из театра, публика напевала или насвистывала её игривый мотив. После премьеры Верди сказал: «Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу ничего лучшего».
Сюжет «Риголетто», основанный на драме Виктора Гюго «Король забавляется», закручивается вокруг распутного герцога Мантуанского и его шута Риголетто. Действие разворачивается во время блестящего бала: герцог ухаживает за графиней Чепрано, вызывая ревность её мужа. Шут Риголетто зло издевается над графом и советует герцогу нынче же ночью похитить прелестную графиню. Взбешённый Чепрано клянётся отомстить. Появившийся граф Монтероне, проклинает герцога, соблазнившего его дочь. Проклятие падает и на шута, который вступился за господина и публично осмеял старика...
По замыслу автора новой постановки «Риголетто» - главного режиссера НОВАТа Вячеслава Стародубцева, высокая оперная классика должна быть очищена от напластовавшихся за более чем полтора века постановочных штампов и наполниться современными решениями и технологиями.
Действие происходит в Мантуе и ее окрестностях в XVI веке.
Действие первое
Картина первая
Бал во дворце герцога Мантуанского. Распутный правитель похваляется придворному Борсе своими любовными приключениями: скоро он добьётся прекрасной незнакомки, которую встречает в церкви. Тут же на балу герцог начинает ухаживать за графиней Чепрано. Его шут Риголетто высмеивает супруга графини. Придворные задумывают отомстить паяцу за острый язык; один из них, Марулло, рассказывает, будто Риголетто обзавелся любовницей. Неожиданно появляется граф Монтероне, который пришёл отстоять поруганную честь своей дочери. Но и его не щадят насмешки шута. Монтероне проклинает и герцога, и его слугу.
Картина вторая
По дороге домой Риголетто знакомится на тёмной улице с наёмным убийцей Спарафучиле, который предлагает ему свои услуги. Мысли о проклятии не дают покоя шуту. Он думает о собственном презренном положении, отчего ненависть к придворным кипит в нем еще сильнее.
Дома Риголетто встречает дочь, единственная отрада, что осталась у него после смерти жены. Они нежно беседуют. Ограждённая от мира заботой и страхом отца, юная Джильда живёт в уединении под присмотром служанки Джованны, с которой девушка появляется лишь в церкви. Уходя, Риголетто наказывает Джованне тщательно охранять девушку. Из укрытия за ними следит герцог. Он подкупает служанку, чтобы та молчала. Назвавшись бедным студентом Гвальтером Мальде, герцог признаётся Джильде в любви. Свидание прерывает шум с улицы, герцог должен уйти. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника.
Придворные в масках собрались у дома Риголетто, чтобы похитить Джильду. Столкнувшись с шутом, заговорщики убеждают его, будто хотят выкрасть жену графа Чепрано. Риголетто покупается на эту уловку и помогает им похитить собственную дочь. Издалека доносятся крики Джильды, лишь тогда он понимает, что произошло.
АНТРАКТ
Действие второе
Картина третья
Зал во дворце. Герцог взволнован: вернувшись в дом Джильды, он не нашел ее там. Придворные рассказывают ему о ночном приключении, о похищении любовницы Риголетто. Так герцог узнаёт, что девушка во дворце, и торопится к ней. Риголетто скрывает свое отчаяние под привычной маской шута. Он знает, что дочь во дворце, и после приступа гнева умоляет придворных вернуть его единственное сокровище. Джильда в слезах сама выходит к отцу и рассказывает ему обо всем. Мимо ведут в темницу Монтероне, сокрушающегося, что его проклятия не имеют силы. Горбун клянется отомстить. Джильда просит о милосердии, она признаётся, что любит герцога.
АНТРАКТ
Картина четвертая
Таверна на берегу реки. Ночь. Риголетто приводит дочь, все еще влюбленную в герцога, посмотреть, как тот развлекается с другой. Герцог ухаживает за сестрой Спарафучиле Маддаленой. Джильда в отчаянии. Риголетто утешает ее, обещая вскоре отомстить. Он отправляет дочь в Верону, где они позже должны будут встретиться. После ухода Джильды шут дает Спарафучиле задаток за убийство герцога, остальное он заплатит, когда получит труп.
Начинается буря. Герцог засыпает. Маддалена просит брата пощадить его. Возвращается уже собравшаяся в дорогу Джильда в мужской одежде и слышит их разговор. Спарафучиле соглашается убить вместо герцога первого, кто появится до полуночи. Джильда понимает, что настал её час – голос любви сильнее рассудка. Она стучит в дверь и падает под ударами Спарафучиле. Гроза стихает. В полночь Риголетто забирает мешок с телом и собирается бросить его в воду. Но вот в ночи раздается песенка герцога. Риголетто разрезает мешок и видит Джильду. Умирая, дочь просит простить её. Риголетто падает на труп дочери с криком: «Ах! Вот проклятье старца!»