Новости

Музыкальный баттл «Моцарт vs Сальери»

24 Января 2018

21 января концерт цикла «Музыка для нас» впервые прошёл в оригинальном формате музыкального баттла. Поединок «Моцарт vs Сальери», в котором творчество двух классиков было представлено на равных, состоялся накануне дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта и первой оперной премьеры года – одноактной оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Такие состязания между композиторами были традиционными во времена Моцарта и Сальери в Европе.

В концерте приняли участие камерный оркестр НОВАТа под руководством Натальи Жук, детский хор под управлением хормейстера Маргариты Мезенцевой, солисты оперной труппы Ольга Колобова, Гурий Гурьев, Анна Даттай, Владимир Кучин, София Бачаева.

Провёл необычный концерт-состязание постановщик «Моцарта и Сальери», главный режиссёр Новосибирской оперы, кандидат искусствоведения Вячеслав Стародубцев: «Так сложилось, что неподтверждённый слух о том, что Сальери отравил Моцарта, в русском культурном пространстве заглушил историческую правду. Мы хотели восстановить справедливость и предоставить нашим слушателям возможность самим судить, имелись ли у Антонио Сальери причины для зависти. В своём новом спектакле я также постарался сделать некоторые акценты с целью восстановить доброе имя Антонио Сальери».

Сальери в своё время был одним из самых успешных оперных композиторов Европы и выдающимся музыкальным педагогом. Среди его учеников – Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт. Многое о человеческих качествах Сальери говорит тот факт, что некоторых своих учеников из бедных семей, к примеру, Франца Шуберта, он обучал бесплатно. Обвинение в отравлении Моцарта впервые прозвучало ещё при жизни Сальери, и стало для него тяжелейшим ударом. Композиторы не были близкими друзьями, но много общались, Сальери дирижировал исполнением произведений Моцарта, существовало даже сочинение, написанное ими совместно.

Легенда о Сальери-отравителе родилась во многом по национально-политическим причинам. В европейском музыкальном сообществе на рубеже XVIII – XIX вв. существовала определённая конкуренция между немецкой и итальянской музыкальной традицией. Моцарт был самым ярким представителем австрийско-немецкой музыки, Сальери считался самым авторитетным композитором с итальянскими корнями.

В начале XIX века в русской культуре зловещий образ завистливого ремесленника, созданный гениальным русским поэтом А. С. Пушкиным в одной из «Маленьких трагедий», совершенно затмил успешного, талантливого музыканта и выдающегося педагога, каким видели Антонио Сальери его современники и ученики. В современной культуре эту мрачную легенду закрепил Питер Шеффер в своей пьесе «Амадей» и основанный на ней одноимённый фильм Милоша Формана.

21 января слушателям концерта «Моцарт vs Сальери» было предложено два безымянных музыкальных фрагмента, и они должны были определить лучший из них. Большинство присутствующих назвали победителем автора второго сочинения – Вольфганга Амадея Моцарта. Однако, в состязании композиторов, состоявшемся в Вене 6 февраля 1786 в оранжерее императорского дворца, опера Сальери «Сначала музыка, а потом слова» была встречена овациями, а сочинение Моцарта «Директор театра» провалилось.

«Очень интересный и необычный формат концерта; мы очень рады, что довелось поучаствовать в таком мероприятии. Мы стараемся бывать на концертах во всех городах и странах, которые посещаем, и рады, что концерты европейского уровня проходят в нашем родном Новосибирске, – поделились впечатлениями после концерта зрители Михаил и Ольга. – Что касается сегодняшнего музыкального состязания, то музыку Моцарта мы выбрали единодушно – нам показалось, что именно во втором сочинении больше эмоциональных красок, оно ближе нашему восприятию. Вероятно, потому что Моцарт просто опередил своё время».