К 50-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕПЕТИТОРА БАЛЕТА НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ ЛАРИСЫ ВАСИЛЕВСКОЙ
С участием Ксении Захаровой, Михаила Лифенцева, Евгения Басалюка, Анны Гермизеевой, Ильи Головченко, Кохея Фукуды, Дирижёр — Евгений Волынский
Корсар
балет в 3-х действиях
музыка Адольфа Адама
хореография Мариуса Петипа
сцена
исполнители
28 июля 2021 года показ балета «Корсар» посвящается 50-летию творческой деятельности репетитора балета народной артистки России Ларисы Василевской.
Лариса Николаевна Василевская – прима-балерина и педагог, звезда Новосибирского балета, блиставшая на сцене Новосибирского театра оперы и балета в течение 25 лет.
В 1969 году по окончании Новосибирского хореографического училища (класс педагога С. Юнусовой) была принята солисткой в труппу Новосибирского театра оперы и балета. Ее карьера началась стремительно. После дебюта в 1970 году в одной из сложнейших партий классического репертуара, в партии Авроры («Спящая красавица»), Лариса Василевская стала прима-балериной театра. Балерина обладала мягким прыжком, прекрасным вращением, демонстрировала виртуозную технику.
За 25 лет сценической карьеры исполнила более 40 сольных и ведущих партий в классических и современных балетах: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Эгина, Фригия («Спартак» Хачатуряна, хореография Григоровича), Никия, Гамзатти («Баядерка» Минкуса), Сильфида («Сильфида» Шнейцхоффера), Китри («Дон Кихот» Минкуса), Ева («Сотворение мира» Петрова), Золушка («Золушка» Прокофьева), Медора («Корсар» Адана), Маша («Щелкунчик» Чайковского, хореография Вайнонена), Ширин («Легенда о любви» Меликова, хореография Григоровича) и др.
С 1994 года по настоящее время – педагог-репетитор балета Новосибирского театра оперы и балета. За годы ее работы из кордебалета вышли талантливые солистки – Галина Седова, Марина Шлемова, Анна Одинцова, Елена Мараченкова.
С труппой театра и по индивидуальным приглашениям гастролировала во многих странах мира: Австралии, Новой Зеландии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Германии, на Кубе, в Аргентине, Японии, Южной Корее и других.
Среди наград:
• Лауреат II премии Международного конкурса артистов балета в Варне (1976)
• Заслуженная артистка РСФСР (1981)
• Народная артистка РСФСР (1990)
• Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996)
Постановщики
Либретто: Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж, Жозеф Мазилье в редакции Юрия Слонимского и Петра Гусева
С использованием музыки Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского
Хореография Мариуса Петипа в редакции Петра Гусева, Игоря Зеленского, Вячеслава Хомякова
Возобновление хореографии: Денис Матвиенко
Художник-постановщик: Давид Монавардисашвили
Ассистент художника-постановщика: Владимир Румянцев
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Амиран Ананиашвили
Восстановление световой партитуры: Игорь Якушев
Музыкальный руководитель и дирижер – Карен Дургарян
2 часа 20 минут
два антракта
Премьера - 3 апреля 2012 год
Возобновление постановки – 18 января 2019 год
Театры мира неизменно привлекает прелесть романтического балета с его захватывающими сюжетами, живописными декорациями и разнообразием танцевальной лексики. Версия, поставленная на новосибирской сцене в 2012 году, представляет ироничный взгляд современного человека на преувеличенные страсти героев. В то же время это балет, где авантюрно-лирическая история держит в тонусе от начала и до конца спектакля, а классические и характерные танцы радуют взыскательный взор балетоманов.
Премьера балета «Корсар» состоялась 23 января 1856 года в Академии музыки и танца, Париж. «Корсар» был первым балетным спектаклем на сцене Новосибирского театра оперы и балета (премьера состоялась 26 июля 1946 года).
Пролог
Картина первая. Буря. Кораблекрушение
Трое смельчаков на парусном корабле борются с морской стихией.
Парусник гибнет...
Действие первое
Картина вторая. Лагуна
Возле выброшенных волнами на берег обломков корабля — трое спасшихся юношей. Их находят девушки-гречанки. Медоре особенно нравится один из них — Конрад. Он рассказывает о себе, о своих друзьях Али и Бирбанто. Признается, что они — морские пираты, корсары.
Девушки сообщают о приближении отряда турецких солдат. Медора и Гюльнара прячут корсаров, но сами попадают в плен.
Работорговец Исаак Ланкедем, который выследил девушек и привел отряд, доволен. Он щедро расплачивается с офицером.
Корсары не в силах сейчас помочь гречанкам, но они клянутся их спасти.
Картина третья. Рынок
Ланкедем показывает собравшимся на рынке купцам своих невольниц. На почетном месте восседает Сеид-паша, желающий заполучить в гарем новых красавиц. Его внимание привлекает Гюльнара, и он покупает ее.
Работорговец показывает Медору. Она так хороша, что Сеид-паша готов купить ее за любую цену. В это время с корабля сходит знатный купец. Медора узнает в нем Конрада. Подав девушке знак не выдавать его, «купец» начинает торговаться, назначая неслыханно высокую цену. Сеид-паша поражен и предлагает богачу-незнакомцу назвать себя. «Купец» и его свита сбрасывают нарядные одежды и перед изумленными Сеидом-пашой и торговцами предстают вооруженные корсары. Они похищают Медору, невольниц, забирают с собой Ланкедема и уходят в море. Турецкая стража уже не может их остановить. Сеид-паша в бешенстве.
Действие второе
Картина четвертая. Грот корсаров
Корсары довольны богатой добычей, захваченной у купцов. В честь спасенных красавиц они устраивают праздник. Девушки любуются плясками корсаров. Медора, отвечая на просьбу Конрада, танцует с ним и его другом Али. Корсары восхищены красотой избранницы предводителя.
Девушки просят Медору уговорить Конрада отпустить их домой. Конрад соглашается, но Бирбанто и с ним другие корсары протестуют. Они требуют оставить девушек на острове. Начинается ссора. Конрад все же настаивает на своем. Вместе с Медорой они уходят проводить девушек на берег.
К корсарам подкрадывается Ланкедем. В обмен на свою свободу он предлагает помочь отомстить Конраду. Корсары согласны, и Ланкедем отдает им снотворное зелье. Обрадованный Бирбанто посыпает зельем цветы и велит Ланкедему передать букет Конраду. Хитрый Ланкедем отдает цветы Медоре, а девушка дарит их Конраду в благодарность за спасение подруг.
Конрад засыпает, корсары похищают Медору.
Очнувшись, Конрад обнаруживает исчезновение любимой, он клянется найти и освободить ее.
Действие третье
Картина пятая. Гарем Сеид-паши
Сеид-паша любуется красотой Гюльнары. Новые невольницы, предлагаемые Ланкедемом, не нравятся ему. Тогда в прекрасный «оживленный сад», который образуют собою девушки, работорговец вводит Медору. Паша в восторге. Он покупает ее.
Под видом паломников во дворце появляются корсары. Паша приглашает «паломников» на вечернюю молитву, в одном из них Медора узнает Конрада. Улучив момент, корсары освобождают девушек.
Эпилог
Картина шестая. Море
На вольном корабле, несущемся под всеми парусами в бушующее море, — Конрад, Медора и их друзья...