сцена
Постановщики
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
Хореография Начо Дуато по мотивам Мариуса Петипа
Хореограф-постановщик: Начо Дуато
Художник-постановщик: Ангелина Атлагич
Художник по свету: Брэд Филдс
Музыкальный руководитель постановки, дирижер: Карен Дургарян
Дирижер: Евгений Волынский
Ассистенты хореографа-постановщика: Гентиан Дода, Леонид Сарафанов
Приглашенные педагоги-репетиторы: Жанна Аюпова, Леонид Сарафанов,
Денис Толмачев, Эльвира Хабибуллина
Ассистент художника по свету: Александр Кибиткин
Ассистент художника-постановщика по декорациям: Магдалена Влайич
Ассистент художника-постановщика по костюмам: Срджан Перич
2 часа 30 минут
два антракта
Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». Одно из лучших произведений классического наследия вот уже полтора столетия завораживает гармоничным сплетением высокой классической хореографии и экзотической роскоши.
Начо Дуато создал версию спектакля, приближенную к оригиналу Мариуса Петипа. Сохранилась привычная последовательность сцен и драматургических кульминаций, остались в неприкосновенности канонические фрагменты танцевального текста. Вместе с тем балет больше не перегружают статичные мимичные эпизоды, на смену им пришел дивный пластический орнамент.
Действие первое
Картина первая
Молодые воины во главе с Солором возвращаются с охоты. Он просит оставить его одного возле священного огня. Знатный воин безумно влюблён в прекрасную баядерку Никию – храмовую танцовщицу. Он просит факира Магедавея передать баядерке, что будет ждать её ночью.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок – храмовых танцовщиц – открывается праздник поклонения огню. Завораживающий танец Никии становится кульминацией праздника. Красотой девушки сражён Великий брамин. Забывая о священном сане и обете безбрачия, он признаётся ей в своих чувствах и обещает, что все богатства Индии будут у ног красавицы. С отвращением Никия отвергает его пылкие признания.
Ночь. Наконец Никия и Солор вместе. Их тайное свидание охраняет Магедавея. Перед священным огнём молодой воин клянётся девушке в вечной любви и верности. Великому брамину удаётся подслушать разговор. Он обещает отомстить влюблённым.
Картина вторая
Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она наконец станет женой храбрейшего воина Солора. Гамзатти не скрывает своей радости. Входит Солор. Раджа знакомит жениха и невесту. Воин в растерянности – он не смеет пойти против воли раджи, но любит Никию и поклялся ей в верности...
Появляется Великий брамин. Одержимый местью, он рассказывает Дугманте о любви Солора и Никии. Раджа разгневан, но менять решение он не намерен: его дочь выйдет замуж за Солора, а баядерку ждёт смерть. Брамин не ожидал такой развязки, он хотел погубить своего соперника, но точно не свою возлюбленную. Великий брамин грозится Дугманте гневом богов, но раджа непреклонен.
Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи слышала разговор своего отца и брамина и намерена действовать. Гамзатти сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает станцевать её в день торжества. Никия польщена такой честью и соглашается. Но Гамзатти преследует свои цели. Она намеренно показывает портрет жениха – Солора.
Никия протестует – Солор поклялся ей в верности, он любит только её. Гамзатти требует, чтобы баядерка отказалась от Солора. Но Никия лучше умрёт, чем расстанется с ним. В ярости баядерка обнажает кинжал и заносит его над Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает её. Гордая дочь раджи клянётся, что баядерка умрёт.
Действие второе
Картина третья
Площадь перед дворцом раджи. Празднество в честь свадьбы Гамзатти и Солора. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами, однако девушка не может скрыть своего отчаяния. Но вот служанка вручает ей корзину цветов от имени Солора. Надежда и радость переполняют Никию. Неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это месть Гамзатти. Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора. Однако баядерка всегда будет верна своему воину – она выбирает смерть.
Действие третье
Картина четвертая
Ничто не способно утешить Солора, его мучит раскаяние, и он забывается сладким сном. Из мрака перед ним возникает царство теней. Одна за другой тени спускаются с горных уступов, и среди них прекрасная Никия. Она зовёт его…
Начо Дуато: «Хореография не должна быть застывшей»
Status-media.com