Малая сцена
6+

Дирижёр — Дмитрий Юровский

Праздник русской оперы

концерт в 2-х отделениях
солисты и симфонический оркестр Новосибирской оперы

Малая
сцена

исполнители

Постановщики

Автор программы и режиссёр концерта: Вячеслав Стародубцев
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Художник по свету: Игорь Якушев
Ассистент режиссёра: Игорь Бондаренко

один антракт

В День России 12 июня НОВАТ представляет грандиозную концертную программу «Праздник русской оперы».

Опера, рожденная в Италии на исходе 16 века, появилась в России в 18-м веке, а в следующем столетии русская опера стала достоянием мировой оперной культуры. Наши зрители без труда назовут более десятка самых популярных русских опер, в числе которых едва ли не лидируют «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» Петра Ильича Чайковского (все эти оперы значатся в репертуаре НОВАТа); также в этом перечне безусловные шедевры – «Князь Игорь» А. Бородина, народные музыкальные драмы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», богатейшая сокровищница опер-сказок Н.А. Римского-Корсакова - «Сказка о царе Салтане». «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок». Три из этих сказок также украшают афишу театра. Как гласит статистика (http://topmira.com/music/item/659-russian-opera): «русские оперные композиторы, хоть и уступают в мировой известности итальянским и немецким, но входят в число самых популярных в оперном мире: из 50 самых исполняемых в мире композиторов 8 представляют Россию, это Чайковский, Римский-Корсаков, Прокофьев, Мусоргский, Стравинский, Бородин, Шостакович, Рахманинов». В репертуаре НОВАТа 12 опер русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Рахманинова, Кюи.

Итак, «Праздник русской оперы-2024». В программе: арии, увертюры, сцены из опер самых именитых русских композиторов XIX века А.С. Даргомыжского («Русалка», «Каменный гость»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Царская невеста», «Золотой петушок»), П.И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), А. Бородина «Князь Игорь» и др.

В концерте принимают участие солисты оперы и симфонический оркестр Новосибирского театра оперы и балета. Дирижер Эльдар Нагиев.

«ПРАЗДНИК РУССКОЙ ОПЕРЫ» посвящен золотым страницам русской оперной классики и приурочен к 110-летию со дня рождения Михаила Александровича Бухбиндера одного из самых ярких и знаковых творческих лидеров Новосибирского театра оперы и балета, выдающегося музыканта и дирижера, народного артиста РСФСР, главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета с 1950 по 1967 годы. С его именем, а также с выдающимся творческим тандемом Михаила Бухбиндера и режиссера Эмиля Пасынкова связан «золотой век» Новосибирской оперы. Михаилу Бухбиндеру посчастливилось еще застать в Новосибирском театре эпоху Романа Тихомирова (главного режиссера театра), Льва Михайлова (режиссера / главного режиссера). Это были годы невероятных и важнейших событий в культуре и искусстве Новосибирска. Театр вписался в эту эпоху, в том числе, благодаря великим именам, важнейшее из которых Михаил Александрович Бухбиндер.

Михаил Бухбиндер (1911-1970) окончил Тбилискую консерваторию, после чего продолжил обучение в Ленинграде, в легендарном дирижерском классе Ильи Мусина. Уже в студенческие годы приобрел немалый опыт – работал в оперной студии при Ленинградской консерватории, сотрудничая с выдающимися певцами и режиссерами. В 1937 был приглашен дирижером в Тбилисский театр оперы и балета, а также стал руководителем симфонического оркестра Грузинского радио. В 1946 Михаил Бухбиндер был назначен музыкальным руководителем Бурятской оперы.

В 1950 – 1967 – главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. На сцене театра осуществил более 30 постановок, среди которых легендарные спектакли, ставшие событиями в культурной жизни страны: «Борис Годунов» (впервые в оркестровке Д. Шостаковича, который присутствовал на премьере в Новосибирске), «Хованщина», «Пиковая дама» («черно-белая», с самым молодым Германом - В. Егудиным, еще студентом консерватории), «Дон Жуан» (с гениальным актерским дуэтом А. Федосеева и А. Левицкого в партиях Дон Жуана и Лепорелло), «Садко», «Безродный зять», «Патетическая оратория» (оригинальное сценическое решение Э. Пасынкова), «Банк Бан» (венгерская опера впервые был поставлена в СССР). Это было время расцвета и подъема оперной труппы, укрепление балетной традиции; о симфоническом оркестре театра заговорили как о ярком и мощном коллективе. С 1957 Михаил Бухбиндер также вел оперный класс в Новосибирской консерватории, а с 1967 – в Тбилисской консерватории.

В концерте, посвященном юбилею выдающегося музыканта, прозвучат шедевры русской оперной классики в исполнении ведущих солистов оперы, хора и симфонического оркестра театра. Музыкальный руководитель программы и дирижер – Дмитрий Юровский.

В программе: Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки; Колыбельная Волховы и Песня Варяжского гостя из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; Ария Снегурочки, Третья песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова; Ария Князя Игоря и Ария Кончака из оперы «Князь Игорь» А. Бородина; Сцена Сожжения из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского; Ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского; Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева» П. Чайковского и другие.