исполнители
Постановщики
Музыка: Петр Ильич Чайковский
Либретто: Юрий Николаевич Григорович по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа
Дирижер-постановщик: Карен Дургарян
Хореограф-постановщик: Юрий Григорович
Художник-постановщик (сценография и костюмы): Симон Вирсаладзе
Художник по свету: Михаил Соколов
Ассистенты хореографа-постановщика: Регина Никифорова, Александр Волчков, Марианна Рыжкина, Александр Петухов, Софья Любимова
Художник по возобновлению декораций: Михаил Сапожников
Художник по возобновлению костюмов: Елена Нецветаева-Долгалева
Ассистент художника по свету: Анатолий Румянцев
Художник-декоратор, консультант по изготовлению живописных декораций: Жанна Валяева
Технический консультант по машинно-декорационной части: Сослан Маргиев
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева
В спектакле участвуют: балет, оркестр, миманс, детский хор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.<
2 часа 15 минут
один антракт
Сказочный сюжет Э.-Т.-А. Гофмана послужил источником гениального русского балета Чайковского «Щелкунчик». Академик Б. Асафьев писал, что «Щелкунчик» – «совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве, нет, вернее, о том, когда детство на переломе, когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи, когда куклы – будто и живые, и игры в войну – это видение себя мужественным и храбрым».
Действие балета начинается в уютном немецком бюргерском доме господина Штальбаума, в рождественскую ночь. А затем развивается как своеобразное сказочное «путешествие» по елке к мерцающей в небе таинственной звезде. Это путешествие во сне является целью героев: Мари, Щелкунчика и их друзей – забавных кукол. Но на пути их стерегут злые мыши во главе с Мышиным королем, происходит решительный бой Щелкунчика с мышиным войском, который завершается победой Щелкунчика. В кульминации сна Мари видит в Щелкунчике своего суженого, возлюбленного и жениха.
В балете соотношение гротеска и быта, наивной кукольности и глубокой человечности, мера «гофманианы» переосмыслены через светлое мировосприятие музыки П. Чайковского.
Премьера «Щелкунчика» Юрия Григоровича состоялась 1966 году, на сцене Большого театра. С тех пор балет в его версии сохраняется в репертуаре. А также поставлен хореографом в разных театрах России и мира: Вене, Хельсинки, Праге, Стамбуле, Сеуле, Уфе, Тбилиси, Кишиневе, Краснодаре, Астане. И в 2023 году «Щелкунчик» Ю.Н. Григоровича впервые ставится на новосибирской балетной сцене.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
На новогодний праздник в дом Штальбаумов собираются гости. Среди них – Дроссельмейер, крестный отец Мари и Фрица – детей Штальбаумов. Он приготовил им чудесный подарок – забавного Щелкунчика. Дети с нетерпением ждут, когда им, наконец, покажут елку и праздничные подарки. Желанный миг наступает: перед всеми предстает нарядная елка.
Неожиданно в костюме волшебника появляется не узнанный детьми Дроссельмейер. Способность незнакомого гостя оживлять игрушки приводит детей в восторг, но, как и все таинственное, невольно вызывает страх. Чтобы рассеять его, Дроссельмейер снимает маску, и дети узнают в нем своего любимого крестного.
Мари хочется поиграть с чудесными ожившими куклами, но... их уже унесли. В утешение Дроссельмейер дарит Мари Щелкунчика. Нескладный, смешной человечек очень нравится ей. Брат Мари Фриц, шалун и насмешник, нечаянно ломает игрушку. С нежностью Мари утешает своего покалеченного любимца и бережно укачивает его. Фриц с друзьями, надев маски мышей, дразнят огорченную Мари. Из соседней комнаты возвращаются гости. Последний церемонный танец – гросфатер – и все уходят.
Ночь. Комната, где стоит елка, освещена лунным светом. Она кажется таинственной, полной волшебных тайн. Превозмогая страх, Мари пришла сюда проведать «больного» Щелкунчика. Она обнимает и убаюкивает его.
И в это время появляется... Дроссельмейер. Это уже не просто добрый крестный, это – чародей. По мановению его руки все вокруг преображается: стены раздвигаются, елка начинает расти. Вместе с ней оживают и растут игрушки.
Вдруг из-под пола появляются мыши во главе со своим Мышиным королем. Куклы в ужасе и смятении. Только находчивость и храбрость Щелкунчика спасает всех: выстроив оловянных солдатиков, он смело ведет их на битву с мышиным войском.
Вдруг из-под пола появляются мыши во главе со своим Мышиным королем. Куклы в ужасе и смятении. Только находчивость и храбрость Щелкунчика спасает всех: выстроив оловянных солдатиков, он смело ведет их на битву с мышиным войском. Однако силы не равны. Щелкунчик остается один на один с Мышиным королем и его свитой. Мари в отчаянии от опасности, грозящей ее любимцу. В этот момент Дроссельмейер протягивает ей горящую свечу, которую она кидает в мышей, и те в испуге бросаются врассыпную. Поле битвы пустеет. Лишь один Щелкунчик неподвижно лежит на полу. Мари вместе с куклами спешит на помощь.
И случается чудо... Перед Мари – прекрасный юноша Щелкунчик-принц. Он идет ей навстречу. Исчезают стены дома. Мари и ее друзья оказываются под куполом звездного неба, около сказочной елки.
В волшебном хороводе кружатся легкие снежинки. Мари и Щелкунчика-принца манит к себе, как прекрасная мечта, звезда, мерцающая на верхушке елки. Они садятся в волшебную ладью и устремляются к вершине. Куклы следуют за ними.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Мари и Щелкунчик-принц в волшебной ладье плывут по елочному царству. С ними их друзья – куклы. Все ближе и ближе сияющая звезда, вот они уже почти достигли вершины сказочной елки... Но крадущиеся сзади мыши с Мышиным королем внезапно нападают на них. Щелкунчик-принц снова смело принимает бой. Мари и куклы с испугом наблюдают за поединком. Щелкунчик-принц побеждает врага.
Радостно празднуется победа. Танцуют куклы. Ярче горят свечи, оживает елка. Злые мыши побеждены! Мари и Щелкунчик-принц счастливы – они достигли царства мечты!
Но… все это только сон. Прошла новогодняя ночь, а с нею уходят и чудесные грезы... Мари, пережившая сказочную мечту, сидит около своей елки, дома, на ее коленях кукла Щелкунчик.