Большая сцена
12+

С участием Екатерины Лиховой, Никиты Ксенофонтова, Кохея Фукуды, Евгения Зыбина, Дирижёр — Арман Уразгалиев

Собор Парижской Богоматери

балет Ролана Пети в 2-х действиях 13 картинах
музыка: Морис Жарр
хореография: Ролан Пети

Специальные предложения
Спектакль участвует в программе
Пушкинская карта

исполнители

Постановщики

Музыка: Морис Жарр
Либретто: Ролан Пети по одноименному роману Виктора Гюго
Хореография: Ролан Пети
Декорации: Рене Аллио
Костюмы: Ив Сен-Лоран
Свет: Жан-Мишель Дезире

Дирижер-постановщик: Арман Уразгалиев
Балетмейстер-постановщик: Луиджи Бонино
Ассистент балетмейстера-постановщика: Джиллиан Уиттингем
Художник воссоздания декораций, технический руководитель постановки: Жан-Мишель Дезире
Художник воссоздания костюмов: Орели Лион
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов

Постановка балета осуществлена совместно с «Les Ballets Roland Petit»

2 часа

один антракт

Премьера в НОВАТе — 29 октября 2021

Балет «Собор Парижской Богоматери» – одно из самых знаменитых творений Ролана Пети. Вдохновленный одноименным романом Виктора Гюго хореограф создал поистине грандиозный спектакль о любви и смерти, преданности и коварстве.

«Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», – говорил Ролан Пети. Сюжетную канву балетмейстер свел до линий четырех главных героев. Образы прекрасной Эсмеральды, трогательного Квазимодо, коварного Фролло и эгоистичного Феба французский балетмейстер наделил особой выразительной хореографией, оттенив классический танец острым гротеском современной пластики.

«Собор Парижской Богоматери» был поставлен в 1965 году для балетной труппы Парижской оперы. Ошеломляющий успех балетному шедевру был обеспечен не только современной хореографией Ролана Пети, яркой, авангардной музыкой Мориса Жарра, но также смелыми костюмами знаменитого модельера Ива Сен-Лорана и великолепными декорациями известного художника театра и кино Рене Аллио. Вдохновленные молодые люди преподнесли балет парижской публике в модном тогда духе минимализма 60-х годов, создав одну из самых стильных постановок своего времени.

На сцене НОВАТа «Собор Парижской Богоматери» представлен в постановке балетмейстера Луиджи Бонино – хранителя традиций Ролана Пети, его ассистента и друга. Луиджи долгое время танцевал в труппе Марсельского национального балета под управлением Ролана Пети, построив впечатляющую карьеру танцовщика. Затем стал ассистентом французского балетмейстера, принимал участие в постановках его балетов. Луиджи Бонино предан гению Пети и по сей день – одной из важных миссий творческой деятельности Луиджи является возобновление балетов Ролана Пети по всему миру. Эта деятельность позволяет сохранить и передать уникальное наследие великого мастера.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Праздник шутов

6 января 1482 года в Париже времен Людовика ХI, замкнутом между собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле – между Богом, королем и правосудием, горожане и вилланы собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.

Внезапно появляется существо столь чудовищное, что сразу же затмевает всех остальных. Это хромоногий горбун Квазимодо, звонарь собора. Однако его уродство не притворно, оно реально.

При виде Квазимодо толпа на минуту застывает в изумлении. Затем жестокие насмешки возобновляются с новой силой, Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, выказывает и удовольствие, и снисходительность.

Сцена 2. Молитва

Появление Клода Фролло, архидьякона собора, нарушает ход праздника. Он пришел, чтобы напомнить людям, что жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв. Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло. Этому суровому человеку он обязан жизнью: священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать дьявола.

Под маской неуязвимой добродетели Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью собора танец цыганки Эсмеральды. Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна, как нестерпимая навязчивая идея, непрерывно звучат в голове.

Сцена 3. Эсмеральда

Она появляется – столь прекрасная, что воистину «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Она танцует, и ее огненный танец призывает к любви.

Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.

Сцена 4. Двор чудес

Начинается преследование Эсмеральды по ночному Парижу среди нищих, калек, попрошаек, карманников – отверженных обитателей Двора чудес, чье царство – ночь.

Сцена 5. Позорный столб

Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец – капитан Феб. Взгляд прекрасного офицера покоряет цыганку. Стрелки арестовывают Квазимодо и волокут его к позорному столбу под взглядами зевак. Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно с ужасом бежала, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Этот жест сочувствия от девушки столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает Квазимодо.

Сцена 6. Солдаты

Сцена 7. Таверна

Час спустя Эсмеральда уже и не думает о горбуне. Она влюблена в Феба, который триумфально шествует во главе солдат.

Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой он на дружеской ноге.

Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее в своих объятиях. Но они не одни. Из темноты за ними следит Фролло. Опьяненный гневом и ревностью, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Собирается толпа, караульные уводят Эсмеральду: все обстоятельства свидетельствуют о ее виновности.

Сцена 8. Суд

Она уже в руках палача, когда вдруг появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки. Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды собора Парижской Богоматери, дающего право убежища от правосудия. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа оглашает воздух радостным кличем: «Noel! Noel!»

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 10. Колокольня

Квазимодо обходит дозором свои владения. Убедившись, что ничто не угрожает спасенной им красавице, он восторженно бьет в колокола.

Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо

Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Стыдясь своего уродства, он набирается смелости, чтобы взять девушку за руку. Счастливый, Квазимодо гостеприимно показывает ей свои владения.

Вскоре побежденная усталостью Эсмеральда засыпает. Звонарь, полюбовавшись спящей, уходит, уверенный в ее безопасности.

Но собор – еще и владения архидьякона. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить в объятия. Она с отвращением отталкивает Фролло.

Сцена 12. Кошмар – штурм Собора

Правосудие не может мириться с тем, что ему бросили вызов. Решением парламента собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма. За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, как наступает толпа. Он тщетно пытается остановить людей, поливая толпу расплавленным свинцом, но нападающих слишком много.

Сцена 13. Смерть

Погребальная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело. Вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам. Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав всю пагубность власти этого человека, и душит его. Тело священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо уносит бездыханное тело той, которую он любил.