сцена
исполнители
Постановщики
Музыка: Жорж Бизе – Родион Щедрин (транскрипция для оркестра оперы Жоржа Бизе)
Либретто: Альберто Алонсо по новелле Просперо Мериме «Кармен»
Хореография: Альберто Алонсо
Хореограф-постановщик: Виктор Барыкин
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Павел Сорокин
Художник-постановщик (сценография и костюмы): Борис Мессерер
Художник по свету: Денис Солнцев
Дирижеры: Евгений Волынский, Карен Дургарян
«Кармен-сюита» - одноактный балет, созданный в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо на музыку российского композитора Родиона Щедрина (транскрипция для оркестра оперы Жорж Бизе) для его жены, прима-балерины Большого театра Майи Плисецкой.
Балет рождался непросто. В 1960-е годы Майя Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. Ей хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, поставленное специально для неё. Плисецкая не могла найти в СССР хореографа, способного перенести на сцену новеллу Просперо Мериме «Кармен», и композитора, готового посоперничать с Жоржем Бизе - автором оперы «Кармен». Во время гастролей в Москве Кубинского национального балета Плисецкая поняла, кто поставит для нее «Кармен» - хореограф Альберто Алонсо. С музыкой тоже все решилось. Майя Плисецкая обратилась за помощью к своему супругу Родиону Щедрину, и тот, поначалу настроенный скептически, с головой ушел в работу, за двадцать дней создав переложение оперной партитуры для нового, необычного состава: струнные и 47 ударных.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер, на тот момент главный художник МХАТ. Дирижировал премьерой Геннадий Рождественский.
Спектакль вызвал противоречивые отклики. Ничего ярче и эротичнее советская балетная публика не видела. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Балет «Кармен-сюита» был возобновлен на сцене Большого театра в 2005 году к 80-летнему юбилею Майи Плисецкой.
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Жоржа Бизе) решена в символическом ключе, что усилено единством места действия (площадка корриды).