12+
Аида
Алеко
Бал-маскарад
Богема
Борис Годунов
Волшебная флейта
Дидона и Эней
Дон Жуан
Дон Паскуале
Евгений Онегин
Евгений Онегин
Замок герцога Синяя Борода
Иоланта
Кармен
Кащей Бессмертный
Князь Игорь
Кот в сапогах
Красная шапочка
Крибле, Крабле, Бумс!
Летучая мышь
Любовный напиток
Малыш и Карлсон
Мойдодыр
Морозко
Моцарт и Сальери
Музыка северных морей. Томас и Салли
Необыкновенные приключения Буратино
Опера про кашку, кошку и молоко
Опричник
Паяцы
Певица
Пиковая дама. Игра
Риголетто
Свадьба Фигаро
Севильский цирюльник
Сельская честь
Сильва
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка про Козлика
Скупой рыцарь
Сначала музыка, потом слова
Снегурочка
Стойкий оловянный солдатик
Терем-теремок
Томас и Салли, или Возвращение моряка
Тоска
Травиата
Турандот
Укрощение строптивой
Урок пения
Фальстаф
Франческа да Римини
Царская невеста
Бетховенские вечера
Большой симфонический концерт НОВАТа
Бриллианты оперных арий
Вальс. Танго. Фокстрот
Весны моей златые дни
Вечер дуэтов
Возвращение в Сорренто
Волшебный голос русского романса
Времена Вивальди
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной
Гала-концерт Светланы Захаровой
Голоса оркестра
Гротеск и юмор
Дню Победы посвящается
Закрытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Зимний вечер в НОВАТе
Из Сибири с джазом
Калейдоскоп духовых
Кругосветное путешествие в мир танго
Легенды Новосибирской оперы
Летний вечер оперетты
Мелодии и ритмы планеты
Мужчины о любви
Музыка для нас
Музыка для нас
Музыка для нас
Наши лучшие песни
НОВАТ зажигает звезды
Опера-Гала
Осенний вальс
Открытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
По волне нашей памяти…
По нотам осени
Под музыку Вивальди
Праздник весны в НОВАТе
Праздник русской оперы
Праздничный май
Признание в любви
Рахманинов и наставники
РЕКВИЕМ
С днём рождения, НОВАТ!
С днём рождения, НОВАТ!
СИБИРИАДА
Симфонические поэмы
Сказки Венского леса
Сольный концерт Ольги Волковой
Царь-бас Федор Шаляпин
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса

Борис Годунов

опера с комментариями в 2-х действиях
музыка Модеста Мусоргского
постановка Дмитрия Белова

Постановщики

Либретто Модеста Мусоргского по одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина

Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Режиссер-постановщик: Дмитрий Белов
Сценография: Глеб Фильштинский
Видеорежиссер: Серафима Гаврилова
Костюмы: Анастасия Шенталинская
Свет: Ирина Вторникова
Хормейстер: Вячеслав Подъельский
Научный консультант: Татьяна Вилинбахова
Производство видеоконтента, технические консультации по проектам: Студия «Шоу Консалтинг»

Редакция Павла Ламма, оркестровка Дмитрия Шостаковича
(исполняется без «Польского акта»)

3 часа 10 минут

один антракт

исполняется на русском (сопровождается титрами на русском языке)

Премьера состоялась 28 ноября 2015 года

В грандиозной музыкальной драме Мусоргского оживают почти детективные события далекой эпохи. С помощью современных медиатехнологий постановщики вовлекают зрителя в расследование исторических фактов, соединяя современные знания о «смутном времени» с шедевром оперного реализма.

ПРОЛОГ

Первая картина. Заполненный народом двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Сквозь толпу к монастырю пробирается боярин Василий Шуйский. Появляется Пристав, приказывает народу встать на колени и молить Бориса Годунова венчаться на царство. К народу выходит думный дьяк Андрей Щелкалов. Он сообщает, что Борис и слышать не желает о троне, просит поддержки собравшихся. К монастырю подходят калики перехожие. Они молятся за избрание на царство Бориса во спасение Руси. Народ присоединяется к молитве.

Вторая картина. Соборная площадь Московского Кремля. Борис венчается на царство. Бояре вносят в Успенский Собор символы царской власти. Патриарх Иов вручает их новому Царю. По знаку боярина Шуйского народ славит появившегося Царя. Борис проходит в Архангельский собор — место упокоения царей-предшественников. Борис молит почивших властителей о поддержке и помощи и объявляет пир по случаю своего венчания. Народ ликует.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Третья картина. Келья Чудова монастыря. Монах-отшельник Пимен заканчивает летопись. Просыпается послушник-инок Григорий Отрепьев. Пимен в рассказе Отрепьеву обвиняет Бориса Годунова в гибели законного наследника престола — малолетнего царевича Дмитрия. Послушник узнает, что погибший царевич и он — ровесники. Пимен желает передать Григорию летопись, дело своей жизни. Григорий убегает из монастыря.

Четвертая картина. Корчма на литовской границе. Окраина Московского царства. Хозяйка корчмы ждет гостей. Прибывают постоянные гости — беглые монахи Варлаам и Мисаил. За ними появляется и Отрепьев. Монахи пробуют вино, Григорий выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Хозяйка решает рассказать путь за границу. Появляются приставы: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Григорий разоблачен, потаенными тропами скрывается он в Польско-Литовском королевстве.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Пятая картина. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе Иоанне Датском. Вместе с сыном Федором Царь рассматривает географическую карту Московского царства. Ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи — Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве царевича Дмитрия. Борис пробует разведать у Шуйского, кто причастен к появлению Самозванца. Шуйский поселяет еще большее сомнение в душе царя. Борис в полном одиночестве, он просит небо о спасении.

Шестая картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся люд обсуждает слухи о приближении войска Самозванца. Народ обвиняет Бориса Годунова в голоде, смуте и нищете. Появляется Юродивый, за ним толпа мальчишек. Они дразнят несчастного Юродивого и крадут копейку. Ограбленный детьми, Юродивый обращается к их родителям. Завершилась обедня. Голодный люд в отчаянии молит бояр и Царя: «Хлеба!». Юродивый жалуется Царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к калеке стражу, он просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — отвечает Юродивый.

Седьмая картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Андрей Щелкалов угрозами пробует предотвратить любую попытку измены Царю и смуты среди бояр. Бояре оправдываются, обвиняют Шуйского. Приходит Шуйский, рассказывает о слабости Царя и его безумии. Появляется Борис, пытается навести порядок в думе. Шуйский приводит монаха Пимена — летописец повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь, измученный обвинениями и сомнениями, чувствует приближение смерти — зовет сына Феодора. Борис принимает схиму, и, едва успев произнести последние напутствия сыну, умирает.

Восьмая картина. Народ на лесной дороге под Кромами, городком в Орловской области, расправляется с царским воеводой боярином Хрущевым за попытки очернить царевича Дмитрия. Толпа устраивает ему шутовское «венчание на царство» — «за то ему почёт, как вору доброму». Тут и Мисаил с Варлаамом, подстрекающие народ свергнуть Годунова. Они призывают всех встать за законного Царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущевым, расправляется и с попавшимися под руку иезуитами — капелланами войска Дмитрия. Появляется Самозванец. Его войска идут на Москву. Толпа славит Самозванца и идёт за ним следом. Юродивый предрекает новые страшные невзгоды Руси.