12+
Аида
Алеко
Бал-маскарад
Богема
Борис Годунов
Волшебная флейта
Дидона и Эней
Дон Жуан
Дон Паскуале
Евгений Онегин
Замок герцога Синяя Борода
Иоланта
Кармен
Кащей Бессмертный
Князь Игорь
Кот в сапогах
Красная шапочка
Крибле, Крабле, Бумс!
Летучая мышь
Любовный напиток
Малыш и Карлсон
Мойдодыр
Морозко
Моцарт и Сальери
Музыка северных морей. Томас и Салли
Необыкновенные приключения Буратино
Опера про кашку, кошку и молоко
Опричник
Паяцы
Певица
Пиковая дама. Игра
Риголетто
Свадьба Фигаро
Севильский цирюльник
Сельская честь
Сильва
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка про Козлика
Скупой рыцарь
Сначала музыка, потом слова
Снегурочка
Стойкий оловянный солдатик
Терем-теремок
Томас и Салли, или Возвращение моряка
Тоска
Травиата
Турандот
Укрощение строптивой
Урок пения
Фальстаф
Франческа да Римини
Царская невеста
Бетховенские вечера
Бриллианты оперных арий
В ритме Первомая
Вальс. Танго. Фокстрот
Весны моей златые дни
Вечер дуэтов
ВИВАТ, НОВАТ!
Возвращение в Сорренто
Волшебный голос русского романса
Времена Вивальди
Выпускной спектакль НГХУ
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной
Гала-концерт Светланы Захаровой
Голоса оркестра
Гротеск и юмор
Дню Победы посвящается
Закрытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Зимний вечер в НОВАТе
Из Сибири с джазом
Калейдоскоп духовых
Кругосветное путешествие в мир танго
Легенды Новосибирской оперы
Летний вечер в НОВАТе
Летний вечер оперетты
Мелодии и ритмы планеты
Мужчины о любви
Музыка для нас
Музыка для нас
Музыка для нас
Наши лучшие песни
НОВАТ зажигает звезды
О чем поет весна!
Опера-Гала
Осенний вальс
Открытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Песни нашей Победы
По волне нашей памяти…
Под музыку Вивальди
Праздник весны в НОВАТе
Праздник детства в НОВАТе
Праздник русской оперы
Праздничный май
Признание в любви
Рахманинов и наставники
РЕКВИЕМ
С днём рождения, НОВАТ!
С днём рождения, НОВАТ!
СИБИРИАДА
Симфонические поэмы
Сказки Венского леса
Слава Воинам Отчизны
Царь-бас Федор Шаляпин
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса

Премьера

Опричник

опера в 4-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

Постановщики

Музыка Петра Ильича Чайковского
Либретто Петра Ильича Чайковского
по одноимённой трагедии Ивана Ивановича Лажечникова
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Филипп Селиванов
Режиссер-постановщик: Сергей Новиков
Сценография и костюмы: Александр Купалян
Видеохудожник: Дмитрий Костяев
Художник по свету: Татьяна Чумичёва
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева
Ассистент дирижера: Мария Моисеенко, Эльдар Нагиев
Ассистент режиссера-постановщика: Юлия Прохорова
Пластическое решение массовых сцен: Дмитрий Романов
Титры: Маргарита Куницына-Танкевич
Видеоконтент с использованием рисунков Аполлинария Васнецова

2 часа 40 минут

один антракт

исполняется на русском языке

Премьера спектакля в НОВАТе – 19 июня 2024 года

С оперы «Опричник» началась слава Петра Ильича Чайковского как оперного композитора. Сюжет переносит слушателей во времена Ивана Грозного. В центре драматического повествования молодой боярин Андрей Морозов, который хочет восстановить честь семьи и вернуть любимую. Сделав трудный выбор, он вступает в опричнину, личную гвардию царя — и вот уже на свадебном пиру он рядом с красавицей-невестой... Но клятва, данная царю, требует полного повиновения воле монарха, у которого свои планы на молодую жену Андрея.

Работа над партитурой оперы «Опричник» была окончена Чайковским весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге лишь два года спустя — 12 апреля 1874 года. Спектакль под управлением Эдуарда Направника был благожелательно принят не только прессой, но и зрителями. Оперу показывали три сезона, однако этот успех никак не повлиял на мнение композитора, который был недоволен «Опричником» и запретил печатать партитуру до тех пор, пока не сделает новую редакцию. Чайковский активно занимался «обновлением» оперы в последний год жизни, порой вычеркивая из первого варианта партитуры целые страницы, но довести задуманное до конца не успел. Основываясь на этих правках и заметках, создатели спектакля в Михайловском театре сократили партитуру, убрав избыточные повторы, и драматургически переосмыслили отдельные фрагменты спектакля.

Москва второй половины XVI века. Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царём избраны «опричь», то есть «кроме», бояр и родовитого земства, малознатные дворяне, которых так и стали называть — «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему — безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному — предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, — толкает Андрея вступить в опричнину.

Картина первая

Сад у бывшего терема боярина Морозова, а ныне — двор князя Жемчужного. Седой боярин Молчан Митьков пришёл свататься к молодой княжне Наталье Жемчужной. Сватовство Митькова приходится как нельзя кстати. Ведь князь раздумал выдавать дочь за молодого Морозова, о чём у них раньше был уговор с отцом Андрея. После гибели в бою старшего боярина Морозова князь Жемчужный подделал завещание в свою пользу, сам занял его хоромы, а вдову вместе с сыном выгнал из их родового гнезда. Но Наташа продолжает грезить об Андрее. Поэтому подслушанный разговор отца с Митьковым приводит её в отчаяние. Между тем Андрей вместе с любимцем Грозного опричником Фёдором Басмановым подходит к своему бывшему дому, чтобы повидаться с Наташей перед тем, как отправиться к царю суда искать. Но Басманов ловко направляет его мысли на то, что лучше быстрее получить благословение матери на поездку в Александровскую слободу. Если царь примет Андрея в опричнину, то тогда уж он точно женится на своей Наталье. Тем временем в доме Жемчужного мамки и подружки принимаются готовить Наталью к скорой свадьбе, что приводит невесту в полное оцепенение — она не ожидала от отца такой спешки.

Картина вторая

Келья, куда перебралась изгнанная из родного дома боярыня Морозова. Тревога за сына, оскорблённая гордость и жгучая обида кипят в душе Прасковьи Ниловны. Тщетно она пытается смирить себя богомольем. Бессильный гнев продолжает бередить её воображение.

Андрей приходит за разрешением отправиться в Александровскую слободу. Однако, мужества рассказать матери о своём решении вступить в опричнину ему не хватает. Морозова отпускает сына на царский суд — она тоже жаждет расквитаться с Жемчужным, но благословляет Андрея с тяжёлым сердцем, предчувствуя беду.

Картина третья

Подземелье в Александровской слободе. Обречённые на смерть «изменники» молятся перед казнью. Опричники во главе с Афанасием Вязьминским одного за другим «отделывают» своих пленников. Появляется Басманов, который передаёт Вязьминскому царское поручение посвятить в опричники Андрея Морозова. Тяжела опричная клятва: под страхом смерти новобранец должен навсегда отречься от любых сношений с земщиной, даже от встреч с родной матерью. Андрей колеблется, поэтому заветное «клянусь» из-за его спины произносит Басманов. Но Морозов тут же отрекается от фальшивой клятвы. Тогда Вязьминский, который всех Морозовых считает заклятыми врагами, решает ещё больше ужесточить испытание и требует от Андрея подтвердить свои слова ещё и казнью одного из земских узников, выбирая для этого совсем юного боярчонка. Теперь у Андрея выбор: либо убивать земских, либо самому быть убитым. С возгласом: «Так пропадай же всё! Клянусь!» — Андрей вступает в опричнину.

Картина четвёртая

В московском храме народ молится о возвращении царя в покинутую столицу, а боярыня Морозова — о возвращении сына. Когда она на паперти творит милостыню, мальчишки обзывают её «поганой опричницей». Нищие отгоняют хулиганов, чтобы Прасковья Ниловна продолжила раздавать монеты.

Вдруг рядом с нищими Морозова находит укрывшуюся под тёмным платком Наталью. Она сбежала из-под венца и теперь просит Морозову спрятать её от отцовых преследователей. На площадь приходит князь Жемчужный с челядью и велит вязать свою непокорную дочь. Но следом появляются опричники во главе с Басмановым и Андреем. Жемчужный со слугами быстро сам становится жертвой опричного самосуда. Наталья спасена, Андрей счастлив. Но мать, увидев сына в опричном стихаре, проклинает его.

Андрей не может прийти в себя от потрясения. Басманов предлагает единственный выход: бить челом Грозному и слёзно просить разрешить опричную клятву, чтобы отпустить Морозова обратно в земство.

Картина пятая

Пир в царской хоромине. Грозный согласился освободить Андрея от службы в опричниках и тут же постановил сыграть его свадьбу с княжной Жемчужной в царском дворце. Опричники славят молодых, но смертельная ненависть к родовитым боярам — родственникам Андрея и Натальи — чувствуется даже на свадьбе. В пьяном угаре едва не до смерти доводят они пленного Жемчужного. В последний момент Андрею удаётся угомонить опричников: всё-таки князь — отец его невесты.

Басманов, чувствуя недовольство своих собратьев, предупреждает Андрея, что до полуночи он и сам ещё опричник, связанный грозной клятвой. Появившийся на пиру Вязьминский передаёт царский указ: Иван Васильевич, прослышав о красоте Натальи, приглашает её в свою палату. Но велит явиться одной — без молодого супруга! Андрей не может перенести это оскорбление — уж лучше смерть. Вязьминскому только этого и нужно: по его приказу опричники прямо на пиру сооружают место казни; кроме того, он посылает за матерью Морозова, чтобы насладиться её ужасом от смерти сына.

Из своей палаты спускается и сам царь Иван. Буднично наблюдает он за казнью Андрея, отпускает на волю истерзанного Жемчужного, качает на коленях обморочную Наталью. Хор опричников славит своего царя.

Краткое содержание спектакля в редакции режиссёра