2 часа
один антракт
Художественный руководитель и главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский впервые представляет новый концертный цикл «Симфонические поэмы», для которого в мировой музыкальной коллекции собран богатейший материал.
Премьерная программа цикла дает интереснейшее сочетание европейских композиторских имен: Густава Малера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля, Поля Дюка, представленное так называемой программной музыкой в различных жанровых видах: это симфоническое скерцо «Ученик чародея» Поля Дюка, вокально-симфонический цикл Малера «Песни странствующего подмастерья», хореографическая поэма Равеля Вальс для оркестра, наконец, собственно симфоническая поэма (жанр, идентичный названию цикла), «Дон Жуан» Р. Штрауса.
Программная музыка, отсылающая нас к вполне конкретным историям, сюжетам, образам и темам, пользуется неизменной популярностью, притягательна, нередко театральна по атмосфере. Данная программа – яркое тому подтверждение.
«Ученик чародея» Поля Дюка, самое популярное сочинение французского композитора (1897), на сюжет одноимённой баллады Иоганна Вольфганга Гёте. Решенное в жанре музыкальной шутки (скерцо), богатое оркестровыми красками и музыкальными движениями, оно сохраняет популярность до наших дней, регулярно исполняется в концертах, использовалось в анимационных фильмах компании Wаlt Disney (1930 гг.) и в американском фэнтэзи «Ученик чародея» (2010).
«Песни странствующего подмастерья» австрийского композитора Густава Малера - вокальный цикл; в редакции для голоса с оркестром был впервые исполнен в 1896 году. Одна их самых удивительных романтических поэм в музыке. «Странствующий подмастерье,- как пишет Малер, - настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет, куда глаза глядят».
«Дон Жуан» Рихарда Штрауса, музыкальная поэма по пьесе Николауса Ленау, в свою очередь созданной по мотивам знаменитой легенды о Дон Жуане, впервые прозвучала в Веймаре под управлением автора в 1889 году. Двадцатипятилетний Штраус сочинял поэму в пору счастливой влюбленности, в окружении красот юга Италии и после ее премьеры, что называется, проснулся знаменитым: «Музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».
Вальс, хореографическая поэма для оркестра Мориса Равеля, выделяется в программе не только датой написания (1920), но и ощущениями нового времени: «Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря». Первоначально композитор хотел назвать сочинение «Вена», но это не апофеоз венского вальса, это взгляд в прошлое из другой эпохи, где вальсирующие пары мелькают «в просветах среди мчащихся вихрем туч».
*Время продолжительности концерта ориентировочное.*В программе и в составе исполнителей возможны изменения.