спектакли
19:00
Постановщики
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта
Либретто Эмануэля Шиканедера
Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Автор художественной концепции, режиссер-постановщик: Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик (сценография): Тимур Гуляев
Художник по костюмам: Жанна Усачёва
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Видеохудожник: Вадим Дуленко
Пластическое решение: Сергей Захарин
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Дирижер: Эльдар Нагиев
Ассистент режиссера: Николай Нацыбулин
Ассистент по пластике: Дмитрий Романов
2 часа 40 минут
один антракт
исполняется на языке оригинала (немецком) с русскими субтитрами и диалогами на русском языке
Принц Тамино попадает в загадочный мир циркового закулисья. От клоунесс-гипнотизерш он узнает, что хозяин цирка «The Magic Flute»Зарастро похитил у Царицы ночи ее дочь – восходящую звезду Памину. Хитрая Царица посылает юноше изображение своей дочери – афишу восходящей звезды Памины. Юноша очарован красотой девушки и готов пройти все испытания, только бы добиться её расположения и стать частью цирковой семьи. Царица ночи дарит ему волшебную флейту – она поможет пройти все испытания, а его спутнику дрессировщику голубей Папагено – колокольчики, заставляющие плясать каждого, кто их услышит. Герои отправляются на спасение девушки с твердым намерением расправиться с Зарастро. Однако им открывают истинную правду: Зарастро – мудрый правитель, спасший Памину от жестокости ее матери, а Царица ночи готова убить Зарастро лишь для того, чтобы преумножить свое могущество… Тамино и Папагено ждет нелегкий путь, полный испытаний, соблазна и коварства, но и доброго юмора, верной дружбы и светлой любви.
Последняя опера Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» - одно из величайших его созданий. Мистическая сказка, снискавшая успех у современников композитора, и по сей день входит в число самых популярных опер, идущих на лучших театральных сценах мира. Либретто к «Волшебной флейте» было написано Эмануэлем Шиканедером в духе экзотических чудес – феи, жрецы, волшебные мальчики, масонские испытания в египетской пирамиде и таинственные превращения то и дело сменяются в красочном калейдоскопе событий. Однако в яркий сказочный сюжет Моцарт вложил глубоко философские идеи и свои самые заветные мысли и идеалы – равенство людей, веру в добро и любовь, возможность нравственного совершенствования человека, и в конечном итоге торжество света и разума.
Меткий юмор, небывалая фантастика и поиски заветной истины одной из самых оптимистичных опер Моцарта удивительным образом переплетаются в постановке «Волшебной флейты» режиссера Вячеслава Стародубцева.
Краткое содержание спектакля
Первое действие
Принц Тамино сбегает из дворца, чтобы попасть в мир циркового закулисья. Спасаясь от соблазнения женщины-змеи, падает в обморок. Неожиданно появляются три дамы, клоунессы, и прогоняют женщину-змею. Они очарованы красотой прекрасного юноши. Кажется, сам бог любви сошел на землю в образе красавца Тамино. Клоунессы удаляются, чтобы сообщить своей хозяйке Царице ночи весть о прекрасном юноше.
Тамино очнулся, но он не помнит о случившемся. Внимание юноши привлекают звуки дудочки. Его взору предстает смешной человек – это дрессировщик голубей Папагено. Любитель птиц приписывает себе победу над женщиной-змеей и с важностью принимает благодарность Тамино. Однако недолго хвастунишка упивается собственной доблестью. Возвращаются истинные спасительницы. Они возмущены бахвальством Папагено и немедленно придумывают ему наказание: замкнуть «болтливый рот» замком.
С помощью гипноза клоунессы внушают Тамино мысль о том, что он должен спасти Памину, дочь влиятельной Царицы ночи, мечтающий отобрать власть у Зарастро, хозяина цирка «Тhе Маgiс Flute». Хитрая Царица посылает юноше изображение своей дочери – афишу восходящей звезды Памины. Юноша восхищен красотой девушки. Если бы он мог увидеть ее... Но это не так просто, – объясняют дамы, – девушка похищена «недостойным злодеем» Зарастро.
Тамино не пугают трудности. Он влюбился в Памину с первого взгляда и готов пройти все испытания, только бы добиться её расположения и стать частью цирковой семьи. Появляется Царица ночи. Она обращается к Тамино со страстной мольбой спасти дочь. Наградой храбрецу будут рука и сердце Памины. Царица ночи дарит Тамино флейту в волшебном футляре, наделенную силой превращать людскую вражду в любовь. Папагено же получает от нее волшебные колокольчики, заключённые в коробке фокусника, и приказ сопровождать Тамино во всех испытаниях.
Во владениях Зарастро волнение: Памина сбежала от йога Моностатоса, приставленного стеречь ее. Моностатос настигает девушку и намеревается любыми силами добиться ее любви. В комнату, где находится Памина, проникает Папагено. Никогда еще он не видел такой красавицы. Внезапно встретившись, Моностатос и дрессировщик голубей приходят в ужас от вида друг друга. Однако Папагено находит выход, как рассказать Памине о прекрасном юноше Тамино, о его любви к ней и отважном решении спасти девушку. Принц сейчас совсем недалеко отсюда, и, если Памина хочет, он проводит ее к нему. Папагено открывается Памине, что тоже ищет свою любовь. Вместе они отправляются на поиски Тамино.
Зарастро собирает всех, чтобы рассказать истинную причину своих поступков. Царица ночи всех обманула: он не злодей, а мудрый и справедливый человек, спасший Памину от жестокости ее матери. Перед храмом искусства появляются Тамино, полный решимости спасти дочь Царицы ночи, и Папагено, мечтающий о тихом семейном благополучии. Зарастро объясняет условия первого испытания, пройдя которые станет возможен союз Тамино и Памины. Посвятить юношу во все тайны хозяин цирка пока не решается.
Папагено и Памина на своем пути натыкаются на Моностатоса. Он уже готов схватить их, но Папагено вспоминает о своих волшебных колокольчиках, подаренных Царицей ночи. Стоило ему заиграть на них, как произошло чудо: подхваченный неведомой силой Моностатос и все присутствующие пускаются в пляс.
Вокруг раздаются голоса, приветствующие Зарастро. Памина взволнована: как же хозяин цирка отнесется к ее бегству. Но тревога девушки напрасна. Зарастро обещает помочь ей в поисках Тамино. Желание девушки увидеться с юношей осуществляется, вот только благодаря... Моностатосу. Он поймал Тамино и теперь в надежде получить награду привел его к Зарастро. Однако хозяин цирка приказывает не наградить, а наказать Моностатоса за то, что тот преследовал Памину и задержал принца. Двум юношам – Тамино и Папагено – сообщают, что впереди их ждут непростые испытания.
Второе действие
Зарастро открывает всем, что Тамино предрешено стать защитником храма искусства. В награду принцу отдадут в жены Памину, поэтому ее и похитили у коварной Царицы ночи. У входа в храм искусства появляются Тамино и Папагено. На вопрос, что привело сюда чужестранцев, принц отвечает, что они ищут света и любви. Тамино не боится смерти и готов к любым испытаниям, а вот испуганный Папагено явно колеблется. Даже обещание Зарастро найти ему жену – Папагену – не прельщают струсившего дрессировщика.
Первое испытание, которому подвергаются герои – молчание. Перед Тамино и Папагено возникают три дамы – верные прислужницы Царицы ночи. Они предостерегают Тамино, заклинают отказаться от своих намерений и уговаривают вернуться к своей повелительнице. Но юноша не произносит в ответ ни слова – первое испытание пройдено.
Моностатосу удалось избежать наказания, и он по-прежнему преследует Памину. На этот раз на помощь девушке приходит Царица ночи. Памина счастлива увидеть мать. Она рассказывает, что Тамино твердо решил посвятить себя служению храму искусства и хочет стать частью их цирковой семьи. Царица ночи в ярости: ее надежды на то, что юноша, убив Зарастро, поможет ей вернуть былое могущество, разрушены. Царица просит дочь уговорить Тамино бежать, иначе Памине навсегда придется расстаться с ним. Но девушка не решается предать Зарастро. Тогда Царица ночи грозит отречься от дочери, если та не убьет злодея...
Тамино играет на флейте. На чудесные звуки прибегает радостная Памина. Однако юноши по-прежнему должны хранить молчание. Безмолвие Тамино приводит девушку в отчаянии: неужели он разлюбил ее. Зачем тогда ей жить?
Неожиданно, как будто из-под земли, перед Папагено возникает старуха и называет себя его возлюбленной. Дрессировщик в недоумении от этой новости... Папагено и Тамино отправляются дальше.
Сцена превращается в египетское святилище. Зарастро вводит Памину и вместе со жрецами объявляет следующее испытание – Тамино должен попрощаться с ней навсегда. Слезы и мольбы девушки не способны сломить волю испытуемого – Тамино уходит. Перед Папагено опять появляется встреченная им старуха. Она обещает дрессировщику быть верной женой, и Папагено... соглашается. Вдруг происходит чудесное превращение – вместо старухи возникает хорошенькая девушка балерина Папагена. Восторгу нет предела: наконец-то Папагено нашел себе женушку! Но комические силачи тут же разлучают их, засовывая Папагену в мешок.
Тем временем Памина пребывает в полном отчаянии. Ее сердце разрывается от тяжких мук: Тамино не любит ее! Лишь в смерти она видит избавленье...
Тамино готов к последнему испытанию: он должен пройти сквозь огонь и воду. Неожиданно появляется Памина – она никогда не оставит любимого!
Не выдержавший испытания Папагено жестоко наказан: он потерял свою Папагену. Но стоило ему вспомнить о волшебных колокольчиках и заиграть на них, как Папагена вновь очутились перед ним.
Царица ночи намерена уничтожить Зарастро. В этом ей помогают ее верные прислужницы клоунессы-гипнотизерши и, конечно, йог Моностатос, ведь за помощь ему обещана Памина.
Но наступает день, а вместе с ним уходит мрак... Все темные силы теряют свою власть, восходит солнце, вновь пробуждаются разум, любовь и справедливость.