12+
Аида
Алеко
Бал-маскарад
Богема
Борис Годунов
Волшебная флейта
Дидона и Эней
Дон Жуан
Дон Паскуале
Евгений Онегин
Замок герцога Синяя Борода
Иоланта
Кармен
Кащей Бессмертный
Князь Игорь
Кот в сапогах
Красная шапочка
Крибле, Крабле, Бумс!
Летучая мышь
Любовный напиток
Малыш и Карлсон
Мойдодыр
Морозко
Моцарт и Сальери
Музыка северных морей. Томас и Салли
Необыкновенные приключения Буратино
Опера про кашку, кошку и молоко
Паяцы
Певица
Пиковая дама. Игра
Свадьба Фигаро
Севильский цирюльник
Сельская честь
Сильва
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка про Козлика
Скупой рыцарь
Сначала музыка, потом слова
Снегурочка
Стойкий оловянный солдатик
Терем-теремок
Томас и Салли, или Возвращение моряка
Тоска
Травиата
Турандот
Укрощение строптивой
Урок пения
Фальстаф
Франческа да Римини
Царская невеста
24 скрипки короля
Бал в честь Жака
Бернстайн-Гала
Бетховенские вечера
Большой вальс
Бриллианты оперных арий
Вальс. Танго. Фокстрот
Весны моей златые дни
Ветряные мельницы человека из Ламанчи (по следам Дон Кихота)
Вечер дуэтов
Вечер изящных искусств
Возвращение в Сорренто
Волшебный голос русского романса
Времена Вивальди
Выпускной спектакль НГХУ
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной
Гала-концерт Светланы Захаровой
Голоса оркестра
Гротеск и юмор
Денис Мацуев. Сольный концерт «Городу и миру»
Джоаккино Россини. Композитор и шеф-повар
Дню Победы посвящается
Дуэты любви и ненависти
Жемчужины барокко
Закрытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Зимний вечер в НОВАТе
Из Сибири с джазом
Классика струнного оркестра
Кругосветное путешествие в мир танго
Легенды Новосибирской оперы
Летний вечер оперетты
Лето в Буэнос-Айресе
Мелодии и ритмы планеты
Монологи любви
Моцарт & Шостакович. Два гения, два мира
Мужчины о любви
Музыка для гурманов
Музыка для нас
Музыка для нас
Музыка для нас
Наши лучшие песни
НОВАТ зажигает звезды
Ночь Оперетты
О чем поет весна!
Опера-Гала
Оркестр русских народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы
Осенний вальс
Осень в Буэнос-Айресе
Открытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Песни военных лет
По волне нашей памяти…
Под музыку Вивальди
Праздник весны в НОВАТе
Праздник детства в НОВАТе
Праздник оперы
Праздник русской оперы
Праздничный май
Признание в любви
Прощай, Астор. Последнее танго Моцарта
Путешествие в оперу. Золотой петушок
Пушкинский венок
Рахманинов и наставники
РЕКВИЕМ
РЕКВИЕМ
Романтика по-французски
Русская духовная и народная музыка
С днём рождения, НОВАТ!
С днём рождения, НОВАТ!
С днём рождения, НОВАТ!
Свадьба Солнца и Весны
СИБИРИАДА
Симфонические поэмы
Сказки Венского леса
Слава Воинам Отчизны
Сольный концерт Вероники Джиоевой
Спасибо, сердце...
Царь-бас Федор Шаляпин
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса

Скупой рыцарь

опера в одном действии, трех картинах (концертное исполнение)
музыка Сергея Рахманинова

Постановщики

Либретто Сергея Рахманинова по мотивам одноименной трагедии А.С. Пушкина

1 час

без антракта

исполняется на русском языке

«Великая русская литература дала жизнь не менее великим русским операм, при этом «поразительно, сколь замечательно ложатся на музыку творения гениального А.С. Пушкина! Особенно это касается его стихотворных поэм» (А. Майкапар). Один из таких шедевров – «Скупой рыцарь», маленькая трагедия Пушкина и написанная на ее текст опера Рахманинова.

«Трагедия без любовной интриги». Роковая власть золота над человеком, становящимся рабом своего богатства. В пьесе нет не только малейшего намека на любовную интригу, но и вообще каких бы то ни было элементов лиризма, поэтизации чувства.

При этом поразительна гениальность Пушкина, который, как писал Белинский, сумел придать образу скупого рыцаря черты подлинного высокого трагизма и заставил нас содрогаться «от трагического величия гнусной страсти». По «страшной силе пафоса» этот пушкинский образ достоин гения Шекспира.

В августе 1903 года Сергей Рахманинов (1873-1943), уже завоевавший европейскую известность как пианист и дирижер, отложив работу над оперой «Франческа да Римини», начатой еще летом 1900 года, обратился к одной из «маленьких трагедий» А.С. Пушкина. В 1906 году опера была постановлена и впервые исполнена вместе с другой оперой композитора «Франческа да Римини» на сцене Большого театра в Москве. Дирижировал Сергей Рахманинов.

Мощной трагической силой, непрерывным течением проникнута гениальная музыка рахманиновской оперы. Оркестровая ткань этого сочинения, которая концентрирует всю драматургию действия, поражает своей удивительной энергией, красотой и колоритом. При этом зловещая, трагическая фигура Барона-скупца, одержимого жаждой накопления богатства, господствует над действием от начала до конца. Музыка «Скупого рыцаря» полно раскрывает глубокий обличительный смысл, который заключен в изображении роковой власти золота над человеком, становящимся рабом своего богатства.

Концертное исполнение оперы «Скупой рыцарь» посвящено 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

Картина первая

Молодой рыцарь Альбер из-за своей бедности не может явиться при дворе. Рассчитывать на помощь его богатого, но крайне скупого отца не приходится. Обычно юношу выручал ростовщик, но он перестал давать в долг и посоветовал Альберту отравить отца, чтобы овладеть наследством. В ярости выгоняет Альбер ростовщика, не желая принять вместе с извинениями даже денег, которые тот предлагает. И Альбер решает искать защиты у герцога.

Картина вторая

Старый барон спускается в подвал, где хранятся сундуки с золотом – все его счастье и смысл существования. Барон торжествует - теперь ему принадлежит мир, подвластно все, и не важно, какие страшные тайны хранят его богатства, Он открывает все сундуки и упивается зрелищем.

Барона тревожит лишь одно: его сын, безумец и молодой расточитель, унаследует его богатство. Если бы только мог он, барон, прийти из могилы и «сторожевою тенью сидеть на сундуке и от живых сокровища мои хранить, как ныне!..»

Картина третья

Дворец герцога. Выслушав жалобу Альбера на отца, герцог сочувствует ему и обещает поговорить с бароном наедине. Приезжает барон. Герцог велит Альберу уйти в другую комнату и ждать. У герцога завязывается разговор с бароном, его верным вассалом. Он укоряет барона, что тот совсем забыл двор и не бывает у герцога. Барон ссылается на старость, на свою неспособность участвовать в турнирах и других развлечениях двора.

После настойчивых вопросов герцога барон клевещет на сына, обвиняя юношу в покушении на его – барона - жизнь и на ограбление. В гневе вбегает Альбер и уличает отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль. Герцог прогоняет Альбера и стыдит отца.

Барону плохо; но, даже умирая, он думает только о своих сундуках.