спектакли
19:00
Постановщики
Музыка: Михаил Глинка
Сценическая редакция либретто Вячеслава Стародубцева на основе либретто барона Егора Розена и либретто Сергея Городецкого
Режиссер-постановщик, автор художественной концепции: Вячеслав Стародубцев
Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Татарников
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Валентин Бакоян
Видеохудожник: Вадим Дуленко
Главный хормейстер: Мария Моисеенко
Хормейстеры: Сергей Тенитилов (НОВАТ), Елена Рудзей (НГК имени М.И. Глинки), Мария Моисеенко (НМК имени А.Ф. Мурова)
Хормейстер детского хора НОВАТа: Маргарита Мезенцева
Ассистент режиссера-постановщика: Игорь Бондаренко
Ассистент музыкального руководителя и дирижера-постановщика: Алексей Бабушкин
Ответственные концертмейстеры: Любовь Салаева, Ольга Бочкарева
Концертмейстер хора НОВАТа: Инна Петерс
Помощники режиссера: Асель Зуева, Анна Пенкина, Любовь Шакирова
один антракт
исполняется в двух действиях на языке оригинала с синхронными титрами на русском языке
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета впервые распахнул свои двери для зрителей 12 мая 1945 года — через три дня после окончания Великой Отечественной войны — и стал в сознании жителей города и всей страны Театром Победы.
Первым спектаклем на новосибирской сцене была опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». «Когда оркестр и хор грянули могучее “Славься, славься, родная земля!” все поднялись в едином порыве… И тот, кому посчастливилось присутствовать на этом необыкновенном спектакле, никогда не забудет своих впечатлений», — вспоминали первые зрители.
Спустя 80 лет эта великая музыка вновь зазвучит под сводами «Сибирского Колизея». В день рождения театра, 12 мая 2025 года, состоится уникальное событие — премьера оперы «Иван Сусанин» в концертно-сценической постановке Вячеслава Стародубцева, музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников.
Первая классическая русская опера объединит на сцене солистов ведущих оперных театров страны: НОВАТа, Мариинского, Пермского и Московского театра «Новая Опера», а также главные музыкально-образовательные учреждения Новосибирска: Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки, Новосибирскую специальную музыкальную школу, Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова. В этот день на Большой сцене НОВАТа в составе сводного оркестра и сводного хора будет задействовано более 300 человек, которых объединит юбилей великого Театра Победы.
Первое действие
В селе Домнино, близ Костромы, торжественно встречают молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.
Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите Отчизны. Сусанин, её отец, с волнением сообщает, что пока поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Он твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится, пока чужеземцы попирают русскую землю. Неожиданно вдалеке слышится пение – это крестьяне-ополченцы возвращаются домой. Среди них жених Антониды. Радость встречи и рассказ Собинина об освобождении Москвы от поляков не могут затмить главного для Сусанина известия: Великим Собором на царский престол избран их молодой боярин – Михаил Фёдорович Романов. Радуясь, что Смуте на Руси приходит конец, Сусанин даёт согласие на свадьбу.
Второе действие
Изба. Приëмный сын Сусанина поёт песню: «Как мать убили у малого птенца». «Теперь время более весёлые песни петь», – рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Глава семьи благословляет молодых и отправляет Собинина за дружками.
Внезапно в доме появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к царю. Не в силах сопротивляться, он решает обмануть поляков, заманив их в непроходимую чащу, и тайно посылает Ваню уведомить царя. «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за Святую Русь». Пришедшие на свадьбу девушки находят Антониду в отчаянии и созывают народ. Собинин спешно собирает крестьян и бросается вдогонку полякам в надежде освободить Сусанина.
Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжёлые ворота, будит народ и сообщает царю о случившемся.
Ночной лес. Вражеский отряд, измученный бесконечным блужданием в непроходимых лесах, решает отдохнуть. Лишь Сусанин полон сил. Понимая, что ему уготована близкая смерть, он вспоминает свою семью и мысленно прощается с родными. Он смело сознаётся проснувшимся полякам, что завёл их в гибельное место «на суд цареубийц», и принимает мученическую смерть.
Эпилог
Красная площадь в Москве. Собирающийся народ прославляет подвиг Ивана Сусанина. С торжественной процессией из Кремля выходит новый русский царь – Михаил Фёдорович Романов. Мощно звучит слава Руси.