6+
Аида
Алеко
Бал-маскарад
Богема
Борис Годунов
Волшебная флейта
Двенадцать месяцев
Дидона и Эней
Дон Жуан
Дон Паскуале
Евгений Онегин
Евгений Онегин
Замок герцога Синяя Борода
Иоланта
Кармен
Кащей Бессмертный
Князь Игорь
Кот в сапогах
Красная шапочка
Крибле, Крабле, Бумс!
Летучая мышь
Любовный напиток
Малыш и Карлсон
Мойдодыр
Морозко
Моцарт и Сальери
Музыка северных морей. Томас и Салли
Необыкновенные приключения Буратино
Опера про кашку, кошку и молоко
Опричник
Паяцы
Певица
Пиковая дама. Игра
Риголетто
Свадьба Фигаро
Севильский цирюльник
Сельская честь
Сильва
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка про Козлика
Скупой рыцарь
Сначала музыка, потом слова
Снегурочка
Соловей
Стойкий оловянный солдатик
Терем-теремок
Томас и Салли, или Возвращение моряка
Тоска
Травиата
Турандот
Укрощение строптивой
Урок пения
Фальстаф
Франческа да Римини
Царская невеста
Бетховенские вечера
Большой симфонический концерт НОВАТа
Бриллианты оперных арий
Вальс. Танго. Фокстрот
Весны моей златые дни
Вечер дуэтов
Возвращение в Сорренто
Времена Вивальди
Выпускной спектакль НГХУ
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной
Голоса оркестра
Гротеск и юмор
Для любимых женщин
Для любимых мужчин
Закрытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
Из Сибири с джазом
Концерт ко Дню Победы
Легенды Новосибирской оперы
Летний вечер оперетты
Маяковский & Есенин
Мелодии и ритмы планеты
Музыка для нас
Музыка для нас
Музыка для нас
Наши лучшие песни
НОВАТ зажигает звёзды
О любви на разных языках
О чем поет весна!
Осенний вальс
Открытие международного фестиваля «Сибирские сезоны»
По волне нашей памяти…
Под музыку Вивальди
Праздник весны в НОВАТе
Праздничный май
Признание в любви
Рахманинов и наставники
Симфонические поэмы
Хоровой концерт
Царь-бас Федор Шаляпин
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса

Премьера

Соловей

опера в 3-х действиях (без антракта)
музыка Игоря Стравинского
постановка Вячеслава Стародубцева

Постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Либретто Игоря Стравинского и Степана Митусова по одноимённой сказке Ганса Христиана Андерсена

Автор художественной концепции и режиссер-постановщик: Вячеслав Стародубцев
Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Татарников
Художник-постановщик: Тимур Гуляев
Художник по свету: Ирина Вторникова
Видеохудожник: Вадим Дуленко
Пластическое решение: Сергей Захарин
Главный хормейстер: Мария Моисеенко
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Ассистенты режиссера-постановщика: Игорь Бондаренко, Николай Нацыбулин

50 минут

без антракта

«Соловей» – первая опера Игоря Стравинского, написанная по одноименной сказке Г. Х. Андерсена. Сюжет оперы был взят по предложению друга композитора Степана Митусова – пианиста, педагога, поэта, художника и завсегдатая кружка Римских-Корсаковых. Именно Митусова Стравинский позже прозвал своим «литературным и театральным опекуном». Первое действие было закончено уже в 1909 году, однако написание оперы пришлось отложить в связи с балетными заказами Сергея Дягилева для «Русских сезонов» в Париже. Стравинский вернулся к написанию «Соловья» уже будучи знаменитым мастером, автором, прошедших с мировым триумфом, «Жар-птицы», «Петрушки» и «Весны священной». Опера была завершена в 1914 году и впервые представлена публике 26 мая в Гранд-опера в рамках «Русских сезонов». Через четыре года «Соловей» был поставлен в России в Мариинском театре (режиссер – В. Э. Мейерхольд).

Главной темой оперы Стравинского стало воспевание искусства, обладающего поразительными свойствами – утешать, ободрять, исцелять, взывать к самым потаенным чувствам и переживаниям, побеждать то, что кажется непреодолимым. Содержание произведения сводится к состязанию живого соловья и искусственного при дворе китайского Императора. Поначалу механический соловей имеет больший успех у придворных. Однако когда смерть угрожает императору, настоящий соловей поет так нежно и сладко, что даже Смерть, завороженная волшебными мелодиями Соловья, отступает, и Император остается жив. Только подлинное искусство способно на такое чудо, ведь оно идет не от головы, а из самых глубин сердца.

На Малой сцене НОВАТа опера представлена в постановке главного режиссера театра – Вячеслава Стародубцева, музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Татарников.

Действие происходит в Китае в сказочные времена.

Действие первое

Берег моря. Рыбак поет о соловье, который прилетает к нему каждую ночь, пение которого заставляет забыть его о своих переживаниях. Сегодняшняя ночь не исключение – в отдалении слышатся трели соловья. На берег приходят Камергер, Бонза и другие придворные. Кухарочка столько рассказывала им про чудесную птицу. Слухи дошли и до Императора. Он приказал найти соловья и доставить его во дворец. Придворные принимают за пение соловья сначала мычание коровы, затем кваканье лягушек. Наконец прилетает Соловей. Кухарочке удается уговорить его спеть для Императора. Все отправляются во дворец. Лишь рыбак продолжает прерванную песню.

Действие второе

Дворец императора. Слуги украшают дворец праздничными фонариками, начинается величественное шествие придворной знати. Появляется торжественная процессия во главе с повелителем Поднебесной. Камергер докладывает, что Соловей здесь. Император знаком приказывает Соловью начинать. Его прекрасные трели очаровывают Императора. Он хочет наградить певца золотой туфлей, но тот отказывается: лучшая награда для него – слезы, которые он увидел на глазах владыки.

Прибывают японские послы. Они привезли в дар Императору своего соловья – искусственного, который единственное, что может – без устали повторять одну и ту же мелодию множество раз. Пока все восхищенно слушают механическую птицу, живой соловей улетает. Император объявляет непокорную птицу изгнанной, а искусственному соловью жалует звание «Императорского столика ночного Первого с левой стороны певца».

Действие третье

Ночь. К тяжело больному Императору приходит Смерть с короной Императора на голове, с его саблей и знаменем в руках. Ему мерещатся призраки, на вопрос «Кто они?», он слышит ответ: «Мы – твои дела». Император хочет заглушить их голоса и зовет музыкантов, но прилетает Соловей. Он поет о том, как прекрасен императорский сад. Смерть очарована его песней. Повинуясь Соловью, она отдает Императору обратно корону, саблю и знамя и исчезает. К Императору возвращаются силы. Повелитель Поднебесной хочет щедро отблагодарить своего спасителя, но Соловей отказывается, обещая прилетать во дворец каждую ночь и петь для Императора. Придворные, считающие Императора умершим, застают его живым и здоровым. Издалека доносится песня Рыбака.